История Острова

In Островиада, Простые истории
Scroll this

Ну вот, а теперь я наконец-то опубликую то, что так давно ждало своего часа. Ведь история на Острове есть не только у нас. В первую очередь она есть у самого Острова. Не так много удалось мне узнать о ней. Еще предстоят поездки в Ярославль в фонд редкой книги, где хранятся очерки и жизнеописания землевладельцев, но начинать собирать историю можно уже сейчас.

В этом году я в очередной раз была на крупном российском фото-фестивале в Угличе. Очень большое внимание там уделено именно документальной фотографии. Собрание и восстановление фото-архивов  – это огромное и очень востребованное направление сейчас. Время убегает так быстро, люди уходят стремительно и внезапно, а вместе с ними и уникальная история мест и событий буквально ускользает от нас. Фотографы приезжали с большими архивами фотографий своего детства, своих семей, или же со случайно найденными архивами и невероятными, почти детективными историями, связанными с ними. Кто-то даже издаёт фотокниги на свои средства или средства краудфандинга. В наши дни всё слишком быстро меняется и хочется во что бы то ни стало сохранить то, что так скоро может бесследно и навсегда исчезнуть. А ведь каждая история кому-то да дорога.

Я с большим удовольствием побывала на мастер-классе документального фотографа Антона Акимова, у которого среди прочих работ многие именно про конкретные места, про историю места. Ушла я от него в очень воодушевленном настроении, с одной лишь мыслью – нужно успеть собрать и сохранить Историю Острова, пока живы её уникальные носители. Пока живы те, кто помнит рассказы бабушек о барынях, которые устраивали им фортепианные вечера и угощали конфетами за то, что деревенская детвора собирала барскую клубнику.. Но, обо всем по порядку.

Я бы хотела поделиться отрывками из различных публикаций, найденных и собранных мною за это время.

 

*Из публикации ОСТРОВ – ЭТАЛОН РУССКОЙ ПРИРОДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Ярославль 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»
Ярославское областное отделение Русского географического общества
О. А. Маракаев, М. А. Борисова, М. В. Целебровский

На территории Ярославской области много уникальных по красоте природных объектов, имеющих культурно-историческую и природоохранную ценность. Одним из таких является остров, который расположен в южной части Рыбинского водохранилища, вблизи истока из него Волги. Это, пожалуй, наиболее известный остров среди сотни больших и малых островов и островных групп, существующих в Рыбинском водохранилище. Попасть на него в летнее время года можно только по воде. Доступность по воде, близость к городу Рыбинску и одновременно отсутствие автомобильного транспорта сделали остров популярным местом отдыха. На горизонте безбрежных просторов своенравного Рыбинского водохранилища виднеются очертания острова

ОСТРОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕ
Остров в его современных очертаниях сформировался во второй половине XX века в результате сооружения Рыбинского гидроузла. Территория острова принадлежала к поверхности обширной Молого- Шекснинской низины, ее юго-восточной периферии, ограниченной излучиной Волги и ее мелким правым притоком Югой. До момента затопления территория, занятая в настоящее время водохранилищем, более чем на половину была покрыта лесами и сфагновыми болотами. Другая ее часть распределялась поровну между кустарниками и заливными лугами с одной стороны, и пашнями с другой. В 1941 году была закончена постройка дамбы, плотины и шлюза, и воды стали заполнять образовавшуюся котловину. Однако наполнение водохранилища до проектной отметки в 102 метров над уровнем моря продолжалось в течение семи лет до 1947 года. Форма острова близка к прямоугольной. С запада и севера острова раскинулась обширная акватория Рыбинского водохранилища противоположные берега не видны за линией горизонта.

Историко-культурный потенциал острова связан с усадьбой Делло, принадлежавшей когда-то малоизвестному дворянскому роду Лютеров. От нее сохранились белокаменный барский дом постройки XVIII века, остатки липового парка и усадебного храма церкви Смоленской иконы Божией Матери. Архивные документы содержат сведения, что среди землепользователей территории современного острова конца XIX начала XX веков были граф В. А. Мусин-Пушкин и князь Д. Н. Салтыков. В настоящее время на острове находятся пять деревень, занимающие юг и центр острова, его северная часть свободна от населенных пунктов.

ОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ Уникальные природные и культурные ландшафты, а также высокий туристско-рекреационный потенциал стали основанием для создания на острове региональной особо охраняемой природной территории. Постановлением Администрации Ярославской области от острову была присвоена категория «Туристско-рекреационная местность» с площадью 300 га. Кроме того, усадьба Делло (253 га) была охраняемым природно-историческим ландшафтом. В настоящее время остров является Памятником природы с площадью 553 га (Постановление Правительства Ярославской области от 01.07.2010г. 460-п). Организации, ответственные за соблюдение особого режима использования охраняемой территории, администрация Каменниковского сельского поселения и ГУ ЯО «Рыбинское лесничество». К природным объектам острова, взятым под охрану, относятся: участки живописных местностей (березовый и сосновый лес); эталонные участки нетронутой природы (сосново-сфагновые болота); участки с преобладанием культурного ландшафта (старинная усадьба и липовый парк); места произрастания редких и исчезающих видов растений; участки леса, особо ценные по своим характеристикам (видовой состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений); природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима (сосново-сфагновые болота); участки водно-болотных комплексов и омывающее его берега Рыбинское водохранилище; деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов. Всё это – естественные места обитания редких и исчезающих, а также истребляемых видов растений и животных.

Как видите, история у Острова есть и она простирается гораздо дальше Мологского затопления, оставившего без любимых родных просторов столько живых душ.

 

*А вот еще один источник  http://www.liveinternet.ru/users/margareetta/post337493113/page1.html автор @margareetta

Остров уютный, остров желанный,
Остров надежды обетованной.
Далей прозрачных, листьев шуршанья,
Мыслей неспешных с грустью прощанья,
Мирного неба, сосен и елей
И соловьиных чистых свирелей.
Дар удивительный музе и лире –
Маленький остров в бушующем мире.
(Марасинова Л.М).

История усадьбы.
Когда-то не было никакого острова, а было старинное село Юршино, стоявшее на правом берегу Волги. Недалеко от усадьбы проходила широкая дорога, называли ее Мологский тракт и ехали по ней в город Мологу на торги и ярмарки, ехали с Рыбинска, через село Болтинское, село Юршино и дальше прямо до Мологи.

Островом Юршино стало в конце 1940-х годов в связи с сооружением Рыбинского водохранилища. Старая усадьба Юршино связана с именем древнего российского дворянского рода Глебовых. Представители этого рода имели немало земель близ Рыбинска. Известное село Глебово (о котором я уже рассказывала) – одно из их имений, им же принадлежало и село Юршино. По сохранившимся документам известно, что в 1777 году население его составляло 19 крестьянских душ, а владельцем был Илларион Иванович Глебов – поручик в отставке. Илларион Иванович имел шестерых детей, но по воле судьбы владельцами имения стали две его дочери Надежда и Александра.

Каменный дом с колоннами построен в конце XVIII. Усадьба стала называться Новым Юршиным, в отличие от старой – с небольшим одноэтажным барским домом. Александра и Надежда разделили усадьбы: в Новом Юршине поселилась Александра, а Надежда в Старом Юршине.  Сестры Глебовы мало что понимали в хозяйстве, и усадьбы в скором времени были выставлены за долги на торги. Усадьбу Старое Юршино купила вдова генерал-майора В.П. Юлиус. Новое же Юршино досталось их управляющему Василию Ивановичу Трубицкому. Это был жестокий крепостник, травивший крестьян собаками. Он владел усадьбой до 60-х годов XIX века. А затем хозяйкой становится дочь Трубицкого – Вера , которая выходит замуж за московского дворянина французского происхождения Павла Петровича Делло.

Павел Петрович оказался очень трудолюбив. Юршино ему досталось обнищавшим, разорённым. Он пытался возрождать “его былую красоту и величие: посадил фруктовый сад, цветы, клубнику выращивал. Построил несколько небольших домиков и сдавал их на лето рыбинским дворянам. Был у Павла Петровича красавец-сын, мечтавший о карьере певца, обладавший мощным красивым басом. Но мечтам не суждено было сбыться. Надвигалась  революция. В 1916 году Делло продаёт усадьбу и переезжает в Рыбинск.

А что со Старым Юршином? Дочь новой владелицы усадьбы, генеральши В.П. Юлиус, Надежда Александровна выходит замуж за Ивана Ивановича Лютера, и усадьбу получает в приданое. Иван Иванович Лютер являлся исследователем местного края, писал исторические очерки, собирал библиотеку. Некоторые книги сохранились и находятся в отделе редкой книги Ярославской научной библиотеки. Лютеры также собирали живописные работы, а несколько полотен принадлежало кисти самого Лютера.
В связи с событиями 1917 года усадьба Юршино была отобрана. Деревянный дом Лютеров в Юршино, по свидетельству жителей, сгорел в 1930- годы. Сейчас даже трудно определить место, где он стоял.
А в сохранившейся  усадьбе Нового Юршино после революции  была школа, потом пионерский лагерь.

Долгое время здесь была загородная база кабельного завода. А теперь здание уже многие-многие годы пустует. Может так и лучше, чем бы ее перестроили, как теперь принято – в непонятно что. Может переживет смутные времена и станет когда-нибудь культурным центром.
*Про Старое Юршино взято из статьи Михайловой Г. “Дворянское гнездо Юршина”, журнал Углече Поле, 2013 г, №5.

 

А вот отрывок истории из исследования Команды “Мечта” Центр “Молодые таланты г. Рыбинск

“..кажется, что этот маленький уголок старой жизни оставлен специально, чтобы мы помнили, какое прошлое скрывают волны Рыбинского водохранилища.”

1882-1917гг. – это время, когда усадьбой Юршино владела семья Делло и глава ее Павел Петрович Делло. С 1879 года более двадцати пяти лет он служил в Отдельном корпусе жандармов. Служба была связана с постоянными переездами: Воронеж, Нижегородская губерния, Кронштадт, Витебск, Тверь, Екатеринослав. В Твери и Екатеринославе он являлся начальником губернских жандармских управлений. В 1901 году Павел Петрович был произведен в генерал-майоры, а в 1902 году вышел в отставку в возрасте пятидесяти девяти лет. Пока Павел Петрович состоял на службе, приезды его с семьей в Юршино были эпизодическими. Выйдя в отставку, он решил поселиться в усадьбе вместе с дочерью Ольгой на постоянное жительство и посвятить себя восстановлению усадьбы, пришедшей к этому времени в запустенье. Очень многое он делал своими руками, вставая по утрам в 4 часа и работая молотком, топором и долотом. И вскоре в старом доме появились новые оконные рамы, свежепокрашенные полы, стены, оклеенные новыми обоями, сад наполнился новыми фруктовыми деревьями, ягодными кустарниками, грядками клубники. Однако успехи в восстановлении усадьбы удовлетворения не приносили, так как сопровождались неокупаемыми расходами и сложными отношениями с наемными рабочими и соседними землевладельцами-крестьянами. Да и сыновья Павла Петровича, занятые своими служебными и семейными делами равнодушно относились к работе отца. В 1914 году началась Первая мировая война. Старший сын Павла Петровича, Владимир, кавалерийский офицер с первых дней войны был в действующей армии и погиб в одном из сражений в октябре 1914г. Наступил 1917 год. Надвигались известные грозные события. Павел Петрович решил расстаться с усадьбой, продал ее и приобрел в феврале 1917 года дом в Рыбинске, куда и перебрался на жительство. Скончался он в Рыбинске в 1919 году. А дом сохранился и, наверное, помнит многое. И благополучие усадьбы в начале XIX века, и сестер-мотовок Глебовых, и жестокого помещика Трубицкого, и старого жандармского генерала Павла Петровича Делло, сделавшего попытку возродить усадьбу.

Лютеры
Соседями П. П. Делло по Старому Юршину были Лютеры. Эта семья появилась в старой усадьбе после того, как дочь владелицы усадьбы, генеральши В. П. Юлиус, Надежда Александровна, вышла замуж за Ивана Ивановича Лютера. Усадьба и прилегающее к ней земли отошли в приданое за Надеждой Александровной. По семейному преданию Лютеры происходили из рода известного религиозного реформатораXVI в. Мартина Лютера. Скорей всего это легенда. Первый известный Лютер в России – это Иоганн Август, пастор, который жил во вт. пол.XVIII в. в Петербурге, Тобольске, Омске, Казани. Иван Иванович Лютер, внук Иоганна Августа, родился в 1803 году, принадлежал к русской православной церкви, был русским дворянином и, будучи командиром Якутского пехотного полка, вышел в отставку полковником в 1851 году. Выйдя в отставку, Иван Иванович и поселился с женой и сестрой в Юршине. Здесь 5 февраля 1860 года у Ивана Ивановича родился сын, которого тоже, по семейной традиции, назвали Иваном. Этому Ивану Ивановичу Лютеру суждено было стать, пожалуй, самым ярким представителем семьи Лютеров. Иван Иванович получил прекрасное образование в Николаевском кавалерийском училище и служил в лейб-гвардии Конно- гренадерском полку – одном из самых привилегированных полков старой России. В 1894 году Иван Иванович Лютер был уволен в отставку в чине ротмистра и с этого времени постоянно жил в Юршине. Став землевладельцем Рыбинского уезда, он активно участвовал в общественной жизни уезда и губернии: с 1894г. он избирался местным дворянством в губернские земские гласные, а с 1895 года и до 1917 года исполнял выборную должность председателя Рыбинской земской управы, с 1911 года – помощника рыбинского уездного предводителя дворянства. Вместе с тем, он долгие годы был членом Попечительного совета Рыбинской Мариинской женской гимназии, Председателем Попечительного совета детского приюта им. А.Г.Баскаковой и Н.И.Тюменева, Почетным мировым судьей по Рыбинскому уезду. Кроме занятий общественной деятельностью, И.И.Лютер имел склонность к историческим изысканиям. В 1893г., еще будучи на военной службе, к 90-летию родного Конно-гренадерского полка он составил брошюру «Памятка конно-гренадера. 1803-1893. Краткие сведения из истории полка», предназначенную для нижних чинов. В 1895 году в Ярославле вышло небольшое исследование И.И.Лютера «Исторический очерк Лытаревской церкви», составленное по материалам семейного архива дворян Хомутовых, который хранился в их старинной усадьбе Лытарево Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. К роду Хомутовых принадлежала жена И.И.Лютера. В 1901 году И.И.Лютера избрали действительным членом Ярославской губернской ученой архивной комиссии, что явилось признанием его заслуг как исследователя истории местного края. И.И.Лютеру принадлежала и библиотека, хранившаяся в Юршино и состоящая, главным образом, из книг по геральдике и дворянской генеалогии. 7 мая 1917г. И.И.Лютер сложил с себя обязанности председателя Рыбинской уездной управы, так как был избран, на основе постановления Временного правительства, Рыбинским уездным комиссаром. Еще раньше, в марте 1917г., в связи с отказом тогдашнего рыбинского уездного предводителя дворянства А.Ф.Некрасова от должности, он вынужден был исполнять обязанности и предводителя дворянства. Однако под впечатлением происходивших в стране событий, в декабре 1917 года он оставил все эти должности. Все три сына Ивана Ивановича Лютера – Иван, Александр и Михаил – были участниками Первой мировой войны. К осени 1917г. Иван был штабс-ротмистром лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, Александр – поручиком 52-й Артиллерийской бригады, Михаил – подпоручиком 235 Белебеевского пехотного полка.

О последних днях усадьбы Юршино сохранились сведения в дневнике Александра Лютера, который он вел в 1918 году, когда возвратился в родное гнездо. Отрывки из этого дневника были опубликованы в 1992 году в журнале «Памятники Отечества». Из дневниковых записей известно, что в конце января 1918г. усадьба была отобрана у Лютеров, все вещи из усадьбы были разделены между местными жителями. Сам автор дневника не мог смотреть как «… скоро скончается Россия…» и примкнул к белому движению. В том же 1918 году А.И.Лютер был убит в бою с красными под Армавиром. Усадебный дом Лютеров был деревянным и сгорел в 1930-е гг. Сейчас трудно определить даже место, где он когда-то стоял. Но имя Лютеров в истории Рыбинска не забыто. Конечно, тому, что Юршино оказалось незатопленным, есть объяснение с точки зрения гидротехники. Но кажется, что этот маленький уголок старой жизни оставлен специально, чтобы мы помнили, какое прошлое скрывают волны Рыбинского водохранилища.

Знаете, я ни секунды не слукавлю, если напишу, что эта атмосфера благородства, трудолюбия и желания создавать красоту до сих пор пропитывает остров. Старшее поколение, которое стремительно уходит, рассказывает о былых днях с придыханием, любовью и неизменным теплом в глазах. К моему глубокому сожалению только за последние три года, уже во время нашей здесь жизни, только в одной нашей деревне ушли два старожила. И еще трое в других деревнях. Но та любовь и тепло, с которыми об Острове мне рассказывали бабушка Надежда Данилова и бабушка Нонна Тупицына так и останутся растворенными в шуме здешних сосен.

К сожалению, последующие поколения не столь открыты и доверчивы. Люди живут тут настороженно, замкнуто, часто ожидая подвоха. Помните моё непреодолимое желание скорее возвращаться домой после фестиваля и документировать всё, что можно сохранить? Оно немного притупилось о здешнюю реальность. Реальность отчужденности и настороженности. Удивительно, но местные жители даже не знали, что остров с 2010го года признан особо охраняемой территорией. В этом году было заявлено, что это мы  организовали инициативную группу, стараниями которой Остров был признан заповедным и поэтому больше никому нельзя тут добывать себе дрова… То есть люди на протяжении семи лет просто не знали, что живут на особо охраняемой природной территории. Да им особо никто об этом и не сообщил. А зачем? На областном уровне приняли постановление, а как рассказывать, кому, не на остров же ехать, в самом деле.. Особенности системы местного информирования. В этом году, например, одному из гостей Острова в разгар лета был выписан штраф за… купание! Оказывается, в сельской администрации еще ранней весной береговая линия Острова была отнесена к территориям, запрещенным к купанию. Однако, ни местные жители, ни гости и отдыхающие об этом ничего не знали. Забыли рассказать. И лишь штраф в 1000р немного прояснил ситуацию. В тот день дети, с которыми мы пришли на пляж в редкий жаркий день так больше и не забегали в воду, боялись, что “дяденьки милиционеры на катере приедут и заберут за купание”. Вот так вот развивается славная история в наше время. Но да ладно, я отвлеклась.

Есть и еще одна удивительная историческая линия у нашего Острова. Она уже связана с Православной верой. Как упоминалось выше, на Острове есть разрушенный храм Смоленской иконы Божьей Матери. В церкви до сих пор сохранилась табличка, на которой значится, что её посетила Екатерина II, когда проезжала по Мологскому тракту. Этим летом стараниями священника отца Сергия Карамышева, настоятеля Каменниковского прихода, было совершено два молебна в старой церкви, одна панихида на кладбище и Крестный ход через деревни. Всё это так давно позабыто жителями Острова, а для кого-то и вовсе вновь, отчего для многих было чуждо и непонятно. Но эти такие простые православные традиции, которые вновь совершились на этой земле дают надежду на возрождение духовной жизни Острова. Также была освящена вода в колодце возле храма. Это произошло уже второй раз на памяти островитян. Так что на Острове опять есть святая вода. Много святой воды.

И вот история близкая Острову, которую рассказал Отец Сергий, какой он видит её со своей стороны, стороны хранителя и служителя Православной Веры.

“Этот остров – осколок Руси – может стать либо местом возрождения лучших традиций нашего народа, либо их могильником. Все зависит от нас”.

Остров, который отделяет от нашего берега пролив шириной в километр, – место замечательное. На его песчаных почвах взросли величественные сосновые боры. Восточный, обращенный в нашу сторону, берег – сплошной пляж из мелкого мягкого песочка. Северный и западный берега – дикие, потому что каменисты и окружены мелководьем.

Южный берег неровен, имеет заводи. Здесь прямо к воде подходят деревни Юршино и Антоново. Рядом с восточным берегом расположилась деревня Обухово. Внутри острова имеются еще две деревни – Липняги и Быково.

В Юршине стоит полуразрушенный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рядом же – бесхозный выставленный пару лет назад на торги построенный еще в конце XVIII века помещичий дом. За ним – заброшенный парк, мощным липам которого лет по двести.

В 90-е эти пять деревень почти вымерли. Однако в последние годы обозначился незначительный приток населения, правда, в основном – дачников. Главный их поставщик – Рыбинск. Второе место уверенно занимает Москва. Третье – за Санкт-Петербургом. Следует заметить: среди приезжих имеются такие, что решили прочно связать свою жизнь с островом. В настоящее время остров переживает своего рода переходный период, потому что количество приезжих приблизительно сравнялось с количеством коренных островитян. Поэтому крайне важно вовремя задать правильный вектор дальнейшего развития острова, найти некое объединяющее начало.

Приблизительно такие размышления подвигли нас к идее устроить Праздник Острова. Начался он, как и подобает начинать всякое дело, с молитвы.

В воскресенье 30 июля в полдень в Смоленском храме был отслужен водосвятный молебен. Из церкви мы прошли Крестным ходом через три деревни, с южной части острова к восточному его берегу с пением молитв. Здесь уже началась культурная программа. Мы пришли в количестве приблизительно тридцати человек, несколько утомленные дорогой, но радостные, потому что жители деревень нас приветствовали с благодарностью. Этой радостью (возьму на себя смелость заявить), имеющей благодатную природу, не хватало на открывшемся празднике, поэтому крестоходцы тотчас приковали к себе внимание десятков людей.

Моя речь к собравшимся была выслушана с неподдельным вниманием. Я напомнил о событиях четырехвековой давности, когда в июне 1622 года люди шли Крестным ходом тем же маршрутом, что и мы сегодня. Тогда была явлена слава чудотворной Югской иконы Божией Матери. Далее было сказано приблизительно следующее.

«После кончины старца схимонаха Дорофея, принесшего в наши края святыню из Псково-Печерского монастыря, жители села Нижне-Никульского, вопреки воле старца, решили перенести чудотворную икону из часовни на реке Юге в свой храм. Их предприятие не увенчалось успехом, потому что на утро иконы в храме не оказалось. Она непостижимым образом вновь оказалась в Югской часовне. Не вразумившись даже после повторной попытки перенести икону, нижне-никульские священнослужители составили в третий раз Крестный ход, но на сей раз уже не могли стронуть икону с места – она точно приросла к нему. После столь явных чудес доложили о них Ростовскому митрополиту Варлааму. Тот, в свою очередь, – Патриарху Филарету и Царю Михаилу. Они же решили основать на Юге монастырь в честь чудотворной иконы Царицы Небесной.

Теперь нет ни Югской Дорофеевой пустыни, ни села Нижне-Никульского. Все затоплено водой. Остался только остров между этими двумя бывшими точками на карте. Тем более мы после всех утрат нуждаемся в благодатной помощи. Этот остров – осколок Руси – может стать либо местом возрождения лучших традиций нашего народа, либо их могильником. Все зависит от нас.

Какая польза от Крестного хода? В материальном смысле – абсолютно никакой. Зато в духовном – весьма изрядная. Ведь в сущности вся наша жизнь – путь. Весь вопрос – в каком направлении. Крестный ход дает нам некоторый навык двигаться не по одному, а всем вместе, друг другу помогая, путем божественных заповедей. Несомый нами Животворящий Крест освящает собою окрестность. С нами же – список Югской иконы Божией Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы. Крестный ход призван объединять людей в Боге. Ведь без общей молитвы и общего, пусть даже незначительного, дела мы обыкновенно замыкаемся каждый в своем маленьком мирке, начинаем косо смотреть друг на друга; лелеем в наших сердцах зависть, ревность, коварство. Начинаем выслушивать друг о друге сплетни и распространять их. Мало того – потом удивляемся, что порожденное нами зло возвращается на наши головы. Крестный ход призван примирить нас друг с другом и с Богом.

Поэтому наш Крестный ход должен стать традицией. Крайне важно, чтобы мы объединялись вокруг нашей православной веры, наших святынь. Дело в том, что в последнее время объявились некие «умники», что пытаются навязать русскому народу ложные ценности. Вот пример. По дороге на Вологду, если ехать через Пошехонье, стоит старинное село Кукобой с великолепным храмом во имя Нерукотворного образа Спасителя. Взбрело же кому-то в голову назначить это село местопребыванием Бабы Яги, устроить в ее честь что-то вроде музея. Обозначили эту нелепую затею в качестве бренда и сказали: это поможет заработать денег. Хочется сказать таковым не в меру предприимчивым людям: граждане, определитесь, в кого вы веруете: во Христа или в мамону.

Заигрывать ради сиюминутной выгоды с нечистью – дело самое что ни на есть преступное. Оно разрушает духовные устои жизни русского народа, подменяя их каким-то вымученным псевдофольклором. Это развращает народ, превращая его в бездумного поклонника богатства вне категорий добра и зла. Окончательный итог таких преобразований – совершенное скотство и совершенное же безстыдство. Так вот, чтобы у нас подобные «умники» не стали насаждать всякие мерзости, нужно заявить о своей позиции; нужно формировать здоровые духовные традиции.

Сегодня на литургии зачитывалось одно из посланий апостола Павла. Там были сказаны важные для нас слова: «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог».

Благотворение именно в духе евангельском мы наблюдаем сегодня воочию. Поначалу мы намеревались использовать для перевозки людей и необходимого оборудования судно посолидней. Пошли ради этого к, по местным меркам, сильным мiра сего. Опуская подробности, скажу: ничего с этой затеей не получилось. Тогда пошли к людям простым, которым не нужны ни просительные, ни благодарственные письма; которым не нужно конвертировать свои услуги в политический капитал.

Услышав просьбу, они тотчас согласились, и все исполнили в лучшем виде. Мы благодарим, испрашивая этим людям Божия благословения, Каменниковский центр досуга в лице его директора Ольги Геннадьевны и ее верной помощницы Марины, а также творческих коллективов, что радуют нас сегодня своими выступлениями. Благодарим военных из части ФАПСИ, поставивших на случай дождя большой шатер. Благодарим руководителя базы отдыха Игоря, организовавшего поляну со столами и скамьями; обеспечившего подачу воды и электроэнергии. Благодарим его же и раба Божия Сергия за многократные рейсы на катере и баркасе.

Что касается общения, пришли люди из разных деревень. Принесли с собой скромной, но от души приготовленной, снеди для общей трапезы. Чем-то пожертвовали ради Господа и ближних. Господь воздаст за ваш малый труд сторицею».

Был исполнен гимн России. Продолжились выступления творческих коллективов, подключились к программе и некоторые жители острова со своими рассказами о былых временах.
Были устроены конкурсы на самый неповторимый букет и лучший чай из трав. Затем последовала совместная трапеза. Общим было мнение – сделать Праздник острова традицией и проводить его в последнее воскресенье июля.

Св.-к Сергий Карамышев.

В числе прочего на праздник Острова Каменниковским центром досуга были привезены стенды с историей Острова его Советского периода. И вот, что там значилось.

История развития колхоза “Стахановец”
Колхоз “Стахановец” в 50е годы вышел из состава колхоза “Пятилетка”. На территории колхоза было шесть деревень: Юршино, Обухово, Липяги, Быково и Новинки.  Деревня Новинки в конце 60х годов была подтоплена водой и жителям этой деревни пришлось переносить свои дома в оставшиеся пять. Так на острове стало пять деревень. Колхоз занимался животноводством, овцеводством, несколько лет держали свиней. В период приблизительно с 1950 по 1958 год был птичник: гуси, утки. Работал пункт приёма молока. Занимались полеводством: заготавливали сено, выращивали картофель, морковь, капусту, турнепс. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, гречиху. Пробовали сеть кукурузу. В каждой деревне был свой бригадир. Находилась конюшня, где содержали лошадей, на которых в годы войны пахать пришлось женщинам. Всех дольше на тяжелой работе пришлось проработать Николаевой Прасковье Кондратьевне.

Председателем колхоза была сначала Тупицина Евдокия Ивановна. В последствие она стала работать бригадиром. Вторым председателем стал Бобов Николай Фёдорович. После его ухода и присоединения колхоза “Стахановец” к колхозу “Свобода” председателем стал Кашук Григорий Иванович.

*Бобов Николай Фёдорович
Родился в 1925 году. Войну закончил в звании лейтенанта.
Имел награды: “орден Красной звезды”, “медаль за отвагу”, “медаль за победу над Германией”, “медаль за победу над Японией”, юбилейные медали и нагрудный знак “25 лет Победы”. После войны работал в сплавной конторе слесарем. Проживал в деревне Антоново.

Обелиск Славы на Юршинском острове.
Памятник погибшим в годы ВОВ жителям Острова находится в деревне Антоново.

Изначально в 50е годы был установлен памятный крест, расположенный напротив здания местного клуба. Инициатором установки была Бобова Любовь Юльевна, учительница начальных классов юршинской начальной школы, жена ветерана войны Бобова Германа Фёдоровича, начальника Переборского сплавного участка.
С 1967 года – памятник. Высота около .. четырёхугольный, на вершине – звёздочка. Оградка из штакетника просуществовала до 70-х гг. Ухаживала за памятником до 1986 года (год смерти) Любовь Юльевна, привлекая своих детей и внуков, а также жителей Юршинского острова. Каждый год 9 мая жители собирались у памятника.
Стараниями Любовь Юльевны, которая проводила опрос местных жителей, был пополнен список фамилий жителей, погибших на ВОВ. Обновлённый памятник с 48 фамилиями погибших в годы ВОВ жителей Юршинского острова – фотографии высечены на доске из нержавейки, которая была установлена к 60-летию победы в ВОВ.
К 60-летию был проведен косметический ремонт и покраска памятника. В этом участвовали работники администрации Каменниковского сельского поселения, руководил подготовкой Юршинского и Каменниковского обелисков к юбилею глава поселения Кононов А.В.
До недавнего времени инициативу по уходу за памятников взяла в свои руки жительница д.Антоново Рябинина Людмила Дмитриевна (обелиск расположен рядом с её домом). На каждый праздник она старалась привести его в порядок.
Жители Острова с трепетом относятся к этому памятнику. Проходя мимо него, невольно чувствуешь благодарность тем людям (хотя они нам совсем и незнакомы) чьи фамилии написаны на простой табличке из нержавейке, за то, что они не пощадили своей жизни ради будущего поколения.
*Из краеведческой работы Ирины Лицевой “Солдатам, не вернувшимся с войны посвящается”, Каменники, 2015 год

Светлая память всем этим людям, что тут еще можно добавить. Пусть их труд, старания и фамилии навсегда станут историей этого славного места.

А место это пусть никогда не сгинет с карты и никогда не станет простой туристической точкой на ней, а так и останется – удивительным по своей атмосфере островком чего-то гораздо большего, славного и величественного, чем просто кусочком суши.

Всё зависит от нас. От каждого из нас, это место знающего, здесь живущего и искренне его любящего.

Вопросы? Комментарии? (всегда можно написать лично на me@looshka.com)